Азербайджан предложил построить подземный тоннель между Каспием и Черным морем

Каспий и Черное море хотят соединить подземным тоннелем — и это не выдумки. Похоже, в нашем регионе снова зреет мегапроект. Построить подземный тоннель предложила азербайджанская компания. 

Представьте: диаметр тоннеля — 10 метров, а вода из Черного моря поступает в Каспий самотеком — просто благодаря разнице уровней. Это может кардинально изменить логистику всего региона.

Для Казахстана — особенно: нефть, зерно, металлы — все это можно будет вывозить через Черное море прямо в Средиземное, а дальше — хоть в Атлантику. И все это без зависимости от российских маршрутов или транзита через Иран.

Азербайджанцы уже готовы начать разработку технико-экономического обоснования и привлечь все ресурсы. Говорят, современные технологии позволяют такое провернуть — вопрос только в финансировании и международном сотрудничестве. А оно, судя по всему, потребуется беспрецедентное.

Экологи тоже не остались в стороне. Особенно с учетом того, что Каспий сейчас переживает не лучшие времена — уровень воды в нем уже упал до исторического минимума за последние 400 лет. Если дело пойдет по сценарию Арала — последствия будут серьезные: и экологические, и экономические.

Подземный тоннель

Иллюстративное фото: Подземный тоннель

В Актау, кстати, тоже не сидят сложа руки. Местные ученые уже работают над разными проектами: проводят спутниковый мониторинг, отслеживают разливы нефти, изучают, как изменился химический состав воды и как движутся морские течения. Есть даже отдельное исследование по гидробиологии Каспия.

Конечно, такие глобальные проекты не обходятся без подводных камней. Эксперты предупреждают: соединение морей — это риск. Соленость, температура, биоценозы — все разное. Если не изолировать массы воды, может пострадать уникальная экосистема обоих морей.

Поэтому придется использовать шлюзы и системы регулирования. Зато если все продумать и реализовать грамотно — Каспий можно и наполнить, и при этом открыть новые пути для торговли. В пример приводят Фемарнбельтский тоннель между Данией и Германией — строительство началось в 2021 году, а завершить его планируют всего за 4 года.

Новости партнеров